Заикание

Как вылечить заикание у ребенка?

Как вылечить заикание у ребенкаЗаикание (логоневроз) у детей появляется из-за напряжения или судороги в речевом аппарате, которые способствуют запинанию, растяжке и повтору слов. Плавность речи нарушается.

Заикание у детей сопровождается судорогами голосовых связок, языка, губ, нарушением дыхания. Дети мучаются при разговоре.

В попытках справиться с заиканием самостоятельно, дети усугубляют ситуацию. Перед началом лечения родители должны показать малыша логопеду, психологу, неврологу.

Какое лечение заикания у детей выбрать в домашних условиях?

Общие сведения

При заикании нарушается ритм, темп, плавность голоса, речи, дыхания. Часто появляется внезапно и усиливается. Логоневроз может долго не проявляться и возникнуть в стрессовой ситуации.

Причины заикания:

  1. Причины заиканияФизиологические. Заболевания нервной системы, которые связаны с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и прочими факторами. Заикание возникает вследствие нарушения в подкорковых отделах мозга. Заболевание провоцируют и болезни речевых недугов (глотки, гортани, носа), перенесенные тиф, корь, коклюш, рахит.
  2. Психологические. Внезапно сильное психоэмоциональное потрясение. Многие случаи заикания у детей старше трех лет связывают с неадекватным поведением животных.
  3. Социальные. Недостаточная работа родителей над формированием речи малыша провоцирует скороговорение. Нарушается звукопроизношение, произнесение слов на выдохе. Заикание может проявиться при одновременном изучении нескольких языков, перегрузки ребенка учебным материалом. Особенно в том случае, если материал не соответствует возрасту. Слишком строгое отношение родителей к ребенку.
  4. Иногда переучивание левши в правшу тоже может быть причиной заикания.

Провоцирующие факторы:

  • переутомление;
  • болезни;
  • неприятности в семье, школе;
  • избыток белковой пищи;
  • нарушение происходит в период роста зубов, в переходном возрасте;
  • инфекционные заболевания;
  • разрастание аденоидов, затрудняющее носовое дыхание.

Что делать, если ребенок заикается?

Симптомы

Внешние проявления отличаются в зависимости от причины, степени тяжести. Но есть и общие признаки:

  1. Общие признакиРечевые судороги. Малыш начинает повторять первые буквы или слоги в словах: м-м-машина, к-к-корова. Также возможно формирование стойкого заикания с паузами, провалам в речи: «п…ривет, к…ошка».
  2. Нарушается дыхание. Заикающиеся дети не работают диафрагмой, дыхание поверхностное.
  3. Неправильная интонация. Речь становится монотонной, невыразительной, неэмоциональный. Интонация и содержание не совпадают. Человек с заиканием иногда кажется раздражительным и грубым.
  4. Изменения в психической сфере, которые выходят наружу определенными реакциями организма: потливость, щеки краснеют, учащается сердцебиение, страх говорить на публике, энурез, нервные тики, гиперактивность, синдром дефицита внимания, плохой аппетит, резкие смены настроения.

Как вылечить заикание у ребенка?

Лечение

Лечение заикания у детейЛечение заикания у детей дошкольного возраста включает ряд мероприятий, которые направлены на укрепление нервной системы ребенка и развитие речевых навыков.

Благоприятная атмосфера в семье — главный аспект, который должен помогать малышу лечиться. Обстановка должна быть дружеской, спокойной. Если родители будут полноценно общаться с заикающимся ребенком, ему это поможет быстрее, чем лекарства.

Часто заикание проявляется во время интенсивного развития речи, в 2-3 года, когда очень сложно продиагностировать наличие проблемы. Как избавить ребенка от заикания в домашних условиях?

Важные рекомендации:

  1. Необходимо избавить ребенка от травмирующей психику ситуации. Если это произошло в детском саду, необходимо временно отказаться от его посещения (минимум на 1-2 месяца). Рано предпринятые меры улучшат прогноз.
  2. Иногда ребенку помогает смена обстановки, переезд, поездка на дачу, путешествие, море.
  3. Дома должен быть щадящий речевой режим. При ухудшении симптомов можно играть в «Молчанку», общаться с ребенком жестами.
  4. Важные рекомендацииНе следует читать детям книги, которые не соответствуют его возрасту. Нельзя читать ему на ночь страшные сказки. Ребенок будет постоянного чего-то бояться. Начать нужно с рассматривания картинок. Можно выдумывать свои истории.
  5. Телевизионные передачи и мультики утомляют и перевозбуждают ребенка. Особенно просмотренные перед сном или не соответствующие его возрасту.
  6. Если родители чрезмерно балуют ребенка и исполняют все его прихоти, даже незначительное противоречие его желаниям может травмировать его психику.
  7. Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту.
  8. Нельзя перегружать его большим количеством впечатлений в период выздоровления. Также несоблюдение режима в это время может привести к заиканию.
  9. Родители не должны запугивать малыша, оставлять одного в помещении, особенно если оно плохо освещено, наказывать. В качестве наказания можно заставить его некоторое время посидеть спокойно на стуле или лишить участия в любимой игре.
  10. В детском саду или школе воспитатели или учителя должны наладить с заикающимся ребенком контакт, постараться устранить причины этого заболевания, не акцентировать на этой патологии внимание. Нужно следить, чтобы его не дразнили другие дети.
  11. Говорить с ребенком нужно четко, плавно, не отрывать слово от другого, не торопиться. Но нельзя говорить по слогам или нараспев.
  12. К нему следует относиться ровно, не завышать требований. Ему пойдет на пользу сближение с наиболее уравновешенными детьми. Он будет подражать им и учиться говорить выразительно и плавно.
  13. Заикающихся детей не вовлекают в игры, которые могут перевозбудить или требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Но, в то же время, таким деткам пойдут на пользу хороводные игры или игры, которые требуют хоровых ответов.
  14. Заикающегося ребенка нельзя спрашивать на уроках первым. Лучше спросить его после ученика, который хорошо ответил на вопрос. Если ребенок отвечает, запинаясь, или не может начать, учитель должен помочь выговорить фразу или отвлечь его другим вопросом.
  15. Занятия музыкой, пением, танцамиОчень полезны занятия музыкой, танцами, пением. Они развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа, ритма.
  16. Дети с заиканием должны все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
  17. Если заикание началось из-за ревности к младшему брату или сестре, мать должна уделять достаточно внимания старшему, вовлечь его в семейные дела. Можно отдать ему его старые игрушки, если он захочет.
  18. Помогают настольные игры, кубики, лото, мозаика, конструкторы, рисование (чем угодно и где угодно). Можно рисовать пальцем на запотевшем стекле, мелом, ладошкой, акварелью, гуашью, кисточкой и без. Улучшается моторика пальцев рук. Полезна лепка из глины, пластилина. Глина податливее, пластилин может активизировать некоторые физические препятствия. Успокаивают забавы с водой, песком или снегом.
  19. Очень многие заикающиеся детки могут говорить без запинок с маленькими детьми, игрушками, животными или с маской на лице. Можно выдумывать спектакли и отдать ребенку роль мужественного и независимо человека. Можно использовать маски животных или сказочных персонажей. Такие спектакли применяются в технике игровой терапии. Нервное напряжение и страхи устраняются, личностные конфликты решаются.
  20. Если малыш на пределе истерики или плачет, ему не следует говорить вслух. Всхлип провоцирует повторение слогов и слов даже у взрослых людей. Ребенка нужно успокоить, отвлечь, взять на руки. Он должен знать и ощущать, что мама всегда рядом и защитит его.
  21. Ребенка не надо торопить. Если нужно поспешить, чтобы куда-либо не опоздать, необходимо лучше организовывать время или помочь ему побыстрее поесть или одеться.
  22. Если малыш категорически не хочет спать днем, не стоит его заставлять.
  23. Некоторые заикающиеся дети вертят в руках небольшие предметы. Это помогает им освободиться от напряжения.

Дыхание

Дыхательная гимнастика при заикании у детей сделает голос естественнее и свободнее. Упражнения оказывают благоприятное влияние на всю дыхательную систему.

Тренируется диафрагма, вовлекается процесс голосообразования, дыхание становится более глубоким, а голосовые связки более подвижными.

Правила:

  • Дыхательная гимнастика при заиканиинельзя заниматься в пыльной или сырой комнате.
  • нельзя заниматься после еды;
  • ребенок должен быть одет в свободную одежду, которая не будет стеснять движений;
  • ребенку нельзя переутомляться, при болезни занятия нужно отложить;
  • дозировать занятия и темп;
  • вдох должен быть коротким и резким, выдох — спокойным, бесшумным;
  • движения должны быть только на вдохе, в маршевом ритме;
  • счет в гимнастике на 8, считают мысленно;
  • дыхательные упражнения выполняют стоя, сидя, даже лежа.

Комплексы упражнений для коррекции заикания:

  1. «Ладошки». Встают прямо, руки сгибают в локтях, показывая ладони зрителям и направляя локти вниз. Делают шумный короткий вдох, сгибая ладони. Затем свободный бесшумный выдох. Выполняют 2 раза по 4 вдоха. Пауза между ними в 4 секунды, руки опустить.
  2. «Погончики». Встают прямо, сжимают кулаки, прижимают к талии. Толкают кулаки вниз при вдохе, напрягают плечи, вытягивают руки к полу. Выполняют по 8-12 раз. Не следует поднимать кулаки выше пояса.
  3. Комплексы упражнений для коррекции заикания«Насос». Встают прямо, ноги немного разводят на ширину плеч. Нужно потянуться прямыми руками к полу, одновременно наклониться вперед и сделать шумный вдох. Спина округлая. Выполняют по 4 движения, повторяют 12 раз.
  4. «Кошка». Встают прямо, руки вдоль туловища, ноги расставляют на ширину плеч. Приседают, будто танцуя, одновременно делают поворот вправо и шумный вдох. Выпрямляются и делают спокойный выдох. Снова приседают с поворотом влево. Повторять 12 раз по 8 вдохов.
  5. «Обнять плечи». Руки сгибают в локтях и направляют их вниз. Шумный вдох, руками резко обнимают себя за плечи, свободный выдох. Выполняют по 12 раз по 8 вдохов.
  6. «Маятник». Ноги на ширине плеч. Наклоняются вперед, тянутся руками к полу, делают резкий шумный вдох. Наклоняются назад, резко вдыхая.
  7. «Поворот головой». Ноги на ширине плеч. Голову поворачивают вправо одновременно с шумным вдохом. Поворачивают голову влево одновременно с незаметным выдохом. Не следует делать с перерывами и паузами.
  8. «Уши». Ноги на ширине плеч. Выполняют наклоны головой вправо, ухом к плечу, с шумным вдохом носом. После левое ухо к плечу, вдох. Немного качают головой из стороны в сторону. Смотрят прямо перед собой.
  9. «Маятник головой». Голову опускают, переводят взгляд в пол с резким вдохом. Поднимают голову, взгляд в потолок, шумный вдох. Незаметный выдох одновременно с переведением головы в другое положение.
  10. «Перекат». Левую ногу ставят вперед, правую сзади на носок. Приседают, переносят тяжесть тела на правую ногу с шумным вдохом. Выдыхаю, приседают, переносят тяжесть на левую руку с резким вдохом.
  11. «Передний шаг». Ноги на ширине плеч. Левую ногу поднимают до пояса, сгибают в колене. Носок левой ноги тянут к полу. Легко приседают на правой ноге одновременно с резким вдохом. То же делают с правой ногой. Спина должна быть прямая, взгляд перед собой, голову не наклоняют. Резкий вдох должен идти с резким движением, выдох должен быть спокойным и незаметным.
  12. «Задний шаг». Левую ногу резко отводят назад, на правой ноге легко приседают. Шумный вдох. То же с правой ногой. Делать по 4 упражнения, 8 подходов.

Как убрать заикание с помощью логопедических и логоритмических упражнений?

Логопедия и логоритмика

Логопедические упражнения направлены на улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Речь становится четкой.

Упражнения нужно повторять при каждом удобном случае, и ребенку эти занятия должны нравиться.

При логоритмике используются упражнения в сопровождении музыки и движений. Начать нужно с дыхательной гимнастики:

  1. Логопедия и логоритмикаНадувать мыльные пузыри.
  2. Сдувать одуванчики, пушинку или ватку с тетрадного листа.
  3. Дуть на бумажный кораблик. Его пускают в таз с водой, затем ребенок должен дуть, соревнуясь, чей кораблик сможет уплыть дальше. Если дуть дольше 7 секунд, у ребенка начнется головокружение.
  4. Надуть щеки и подержаться за ушки. Показать и спрятать язычок. Немного погримасничать перед зеркалом.
  5. Надувать шары. Приобрести разноцветные шары и надувать их вместе с ребенком. Затем сдувать их и снова надувать.

Упражнения при заикании:

  1. Ребенок ходит по кругу и на каждый шаг произносит «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
  2. Прыгает на правой и левой ноге, произнося попеременно: ««Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
  3. Родитель ритмично делает взмахи руками (как дирижер), и ребенок произносит нараспев любые слова, слоги, гласные.
  4. Ребенок хлопает в ладоши на каждый гласный звук. Если это сделать получается, добавляют топот ногой на каждый гласный звук. Ребенок не должен бояться или стесняться.
  5. Предлагают ребенку прочесть короткое детское стихотворение под спокойную музыку. Ребенок не должен нарушать ритм. Постепенно, при условии успешного выполнения этого упражнения, берут все более длинные и сложные стихи. Ребенок может рассказать известное ему стихотворение, но должен попадать в такт классической или инструментальной музыке.
  6. Стихи полезно «отхлопывать». Хлопок делать на сильной доле стиха: «НАшаТаняГромкоПлачет…»

Также в комплексе с другими упражнениями помогут голосовые и артикуляционные упражнения.

Прочие рекомендации

Для избавления ребенка от заикания делают специальный массаж. Он поможет устранить логоневроз акупрессурой. Точечный массаж при заикании у детей восстанавливает и регулирует речевой центр.

Специалист надавливает на акупунктуру (чувствительные точки) на голове, шее и плечах. Надавливает только подушечками пальцев, выполняет массирующие круговые движениям.

Такой массаж снимет напряжение с лицевых мышц, успокоит нервную систему. Движения должны быть плавными и осторожными, иначе можно повредить связки.

Массаж при заиканииМассаж делают маленьким деткам при первых симптомах заикания. Для общей оздоровительной терапии также проводят массаж всего тела.

Поможет расслабляющая ванна. Во время купания можно сделать упражнения, но с игрой. Так будет легче заинтересовать ребенка.

Во время игры мозговая деятельность ребенка увеличивается. Теплой весной и летом полезно выполнять упражнения на свежем воздухе.

Занятия должны быть регулярными. Только так можно будет восстановить речевой аппарат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + 17 =